Новости
Российская сельхозтехника следует стратегии импортозамещения
09 сентября 2019
Группа компаний Ростсельмаш зафиксировала значимый производственный результат — увеличение уровня локализации самого востребованного трактора компании RSM 2375. Это направление развивалось в последние три года: агромашины, которые сошли с конвейера в 2019 году, — на 70% российские. В ближайшие 2–3 года RSM 2375 может стать абсолютно отечественным продуктом.
Для RSM 2375 предусмотрели возможность агрегирования с любыми орудиями, упростили обслуживание в полевых условиях.
Тренд начала века — отверточная сборка
Чтобы подчеркнуть масштаб преобразований, на Ростсельмаш вспоминают, что у RSM 2375 североамериканские, точнее канадские, корни. В 2007 году «Новое Содружество» (промышленный союз объединяет несколько производителей спецтехники, в том числе Ростсельмаш) купило канадскую компанию Buhler Industries Inc,
выпускавшую широкую линейку тракторов под брендом VERSATILE. По агроклиматическим условиям Канада похожа на Россию, поэтому созданная там техника отлично подходит для эксплуатации в российских условиях. В 2009 году Ростсельмаш наладил в Ростове крупноузловую сборку популярной модели VERSATILE 2375. Следует отметить, что в те времена развитие местного производства было нецелесообразно, и руководство Ростсельмаш это четко осознавало.
Экономический кризис как «окно возможностей»
Активное развитие российского тракторного производства в компании напрямую связывают с конъюнктурой, изменившей отечественный рынок агротехники. В 2015 году неблагоприятная геополитическая ситуация способствовала устойчивой девальвации рубля. Значительно подорожали машинокомплекты, выпускаемые на канадской площадке группы компаний Ростсельмаш. Как следствие, выросла конкурентоспособность продукции, производимой на российских предприятиях. К тому же правительство России стало субсидировать аграриев, приобретающих отечественную спецтехнику.
Новые принципы господдержки зафиксированы в известном Постановлении № 1432. Согласно этому документу, производители сельскохозяйственной продукции приобретают машины со скидкой 15–30%, а государство возмещает разницу российским машиностроителям.
К 2016 году объем этих субсидий существенно вырос. Так, в 2013 году по Постановлению № 1432 производителям выплатили 400 млн руб., в 2014-м — уже 1,6 млрд руб. В 2015 году отрасль получила поддержку на 5,2 млрд руб., в 2016-м — на 11,2 млрд руб., а в 2017-м объем субсидий превысил 15 млрд руб. Открылись новые перспективы для развития российского машиностроения, и руководство Ростсельмаш взяло курс на создание производства тракторов в Ростове.
Компания неуклонно следует собственной стратегии импортозамещения. С 2016 года на Ростсельмаш локализовано 15 компонентов (1099 деталей), составлены проекты по локализации еще 54 компонентов, которые используются в производстве. Кстати, трактор считается российским, если в России выполняются 14 технологических операций, то есть инициативные требования Ростсельмаш к локализации оказались выше государственных. Чтобы достичь таких показателей, на предприятии создали дополнительные сварочные и механосборочные участки, полностью реконструировали и переоснастили сборочный корпус площадью более 6 тыс. кв. м.
Развитие полноценного производства
Для отработки процессов локализации на Ростсельмаш в качестве исходной модели выбрали трактор 2375. — Это универсальная машина, которая подходит для подавляющего большинства хозяйств России (в среднем, по данным Росстата, земельная площадь хозяйств в России — 7,5 тыс. га на одну организацию и 200 га на одно фермерское хозяйство), — отмечает директор департамента маркетинга Ростсельмаш Максим Нахабо. — Использование электроники в данной модели минимально, что делает трактор простым в управлении и доступным широкому кругу потребителей.
Полноценное производство началось в мае 2016 года (тогда собрали 50 единиц). Постепенно увеличивалась доля российских комплектующих, частично изменились опции. К концу года на ростовской площадке выпустили более 160 энергонасыщенных тракторов.
В компании вспоминают, что некоторые перспективные «локальные» нововведения подсказали клиенты. Так, для обновленного трактора специалисты Ростсельмаш предусмотрели возможность агрегирования с любыми орудиями, упростили обслуживание машины в полевых условиях (например, продувку радиатора и фильтров).
Оптимизация по цене и качеству
Конструкторам предстояло решить новые задачи. Переход на узлы и агрегаты отечественного производства должен был снизить стоимость готовой машины на 20–30%. Кроме того, нужно было «перевести» чертежи и технологические процессы с дюймовой (канадской) системы на российскую метрическую. Специалисты Ростсельмаш преуспели в реализации этих и других целей, связанных с импортозамещением. Так, известную сложность представляет поиск отечественных поставщиков комплектующих. Производителей в России мало, особенно если речь идет о сельхозмашиностроении. Объемы поставок в этой отрасли ниже, чем, например, в автопроме, и найти исполнителя сравнительно небольшого заказа непросто.
Ростсельмаш решал проблему, работая в двух направлениях: самостоятельно налаживал выпуск компонентов и составлял пул поставщиков, которые предлагали продукцию требуемого качества. Так были локализованы важнейшие элементы: передняя и задняя рамы, каркас кабины, кронштейны, компоненты гидравлики, валы, шестерни и пр. На смежном предприятии — Ростовском прессово-раскройном заводе — наладили раскройку металла. Закупили российские пластиковые детали интерьера и экстерьера, занялись производством собственных стекол.
Сейчас на Ростсельмаш собирают, сваривают и красят несущую раму трактора, элементы его экстерьера, выполняют операции по производству кабины (включая раскрой и гибку заготовок, сварку, сборку и окраску). В Ростове монтируют и красят моторный агрегат, оси, мосты, трансмиссии, навесные устройства. Здесь выполняют монтаж системы электро- и гидрооборудования.
В 2019 году уровень локализации трактора RSM 2375 составил 70%. Это означает, что основная часть его компонентов производится в России. Географию поставок наиболее крупных деталей иллюстрирует плакат, который висит в тракторном цехе: на карте страны отмечены 14 городов, в которых выпускают детали для ростовского трактора. Так развитие импортозамещающего производства Ростсельмаш позволило решить важную государственную задачу по созданию отечественной компонентной базы высокого уровня.
Планы на будущее: своя трансмиссия и тракторный завод
Сейчас группа компаний реализует совместный проект с японским производителем трансмиссий Okubo Gear. Ростсельмаш приобрел документацию на ручную коробку передач для модели 2375. В Ростове выпуск стартует в октябре. Локализация этого узла будет проходить в три этапа: организация сборки, изготовление литых корпусных деталей, а затем и полный цикл сборки с изготовлением шестеренок и валов. По плану производство будет полностью локализовано к 2021 году.
До недавнего времени Okubo Gear поставляла на Ростсельмаш около 700 трансмиссий в год для RSM 2375 и RSM 2400. Очевидно, что реализация проекта позволит компании снизить себестоимость продукции, загрузить мощности и развить собственную компонентную базу, углубить локализацию. Немаловажно также, что на предприятии появятся новые рабочие места.
В среднесрочной перспективе компания планирует закрыть потребности во всех сегментах тракторов, почвообрабатывающей и посевной техники. Для выполнения этой программы уже недостаточно возможностей одного тракторного цеха, и группа Ростсельмаш строит отдельный специализированный завод по выпуску всей линейки тракторов. Новое предприятие общей производственной площадью 42 тыс. кв. м появится в Ростове на площадке недостроенного завода «Копнитель», который простаивал 30 лет. Расчистка территории и подготовка нового производства может обойтись, по разным оценкам, в 2–3 млрд руб.
В компании рассчитывают, что через несколько лет завод будет выпускать 10–15 машин в смену на нескольких конвейерах (сейчас техника разных серий собирается на одном конвейере). Предположительно, новые мощности позволят увеличить производство в три раза.